Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Последнее обновление: 04.04.2022

О предоставлении отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и уплате экологического сбора

О предоставлении отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и уплате экологического сбора

В силу положений пунктов 1.1, 1.2 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров) возложена обязанность обеспечения выполнения нормативов утилизации с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации.

Порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки) установлены Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 ( далее – постановление № 1417).

Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2010 (в редакции от 29.12.2021) (далее – постановление № 2010).

Порядок представления формы расчета суммы экологического сбора и уплаты суммы экологического сбора утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора.

Форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.


С 01.01.2021 действуют перечни товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3721-р (далее – распоряжение № 3721-р, перечни № 3721-р).

До 01.01.2021 действовал перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р (далее – распоряжение № 2970-р, перечень № 2970-р).

Нормативы утилизации на отчетные 2021-2022 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3722-р (далее – распоряжение № 3722-р).

На основании пункта 16 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению № 1417 производители товаров, импортеры товаров ежегодно декларируют количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.

В соответствии с постановлением № 2010 форма отчетности о выполнении нормативов утилизации (далее – отчетность) заполняется на основе информации, полученной в установленном порядке при декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров. Для указания количества товаров, упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, используется информация, содержащаяся в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров за год, предшествующий отчетному периоду (далее – декларация).

Таким образом, при подаче в 2022 году декларации за отчетный 2021 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации в течение 2021 года, в соответствии с перечнями, утвержденными распоряжением № 3721-р.


В 2022 году за отчетный 2021 год отчетность, а также расчет суммы экологического сбора формируется на основе сведений о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год, согласно сведениям, содержащимся в декларации за 2020 год, составленной в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением № 2970-р и применяя нормативы утилизации, установленные на 2021 год распоряжением № 3722-р.

При этом учитывая различия в перечне № 2970-р и перечнях № 3721-р, а также в распоряжении № 3722-р и ставках экологического сбора, при заполнении отчетности, формы расчета суммы экологического сбора (применении норматива утилизации и ставки экологического сбора) необходимо ориентироваться на наименование группы, а не на нумерацию групп товаров, упаковки товаров.

Согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в связи с внесением ряда изменений, из перечней товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, исключены группы № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие», № 22 «Изделия пластмассовые строительные», № 23 «Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые», № 25 «Стекло листовое гнутое и обработанное», № 27 «Изделия из стекла изолирующие многослойные», № 40 «Провода и кабели электронные и электрические прочие», а также из группы № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» позиции с кодами по ОК 034-2014 с 13.92.12.110 по 13.92.12.119.

Таким образом, в 2022 году обязанности по представлению отчетности, по расчету суммы экологического сбора и по уплате экологического сбора за 2021 год по исключенным группам товаров не установлено.


В отношении группы № 45 «Упаковка из комбинированных материалов» перечня № 3721-р, учитывая ее отсутствие в перечне № 2970-р, формирование отчетности, расчета суммы экологического сбора осуществляется с 2023 года на основании сведений, включенных в декларацию, предоставляемую в 2022 году. Норматив утилизации по группе № 45 «Упаковка из комбинированных материалов» установлен распоряжением № 3722-р.

В отношении группы № 43 «Упаковка из полимерных материалов, не содержащих галоген» и группы № 44 «Упаковка из полимерных материалов, содержащих галоген», учитывая их аналогичность, отчетность должна представляться на основании сведений из декларации по группе № 49 «Упаковка полимерная» перечня № 2970-р, в соответствии с нормативами утилизации, утвержденными распоряжением № 3722-р. Отнесение полимерной упаковки к упаковке, содержащей галогены, или упаковке, не содержащей галогены, производится по компонентному составу в части наличия соответствующих галогенов.

Расчет суммы экологического сбора в отношении вышеуказанных групп товаров должен осуществляться с использованием ставки, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 284 для группы № 49 «Упаковка полимерная».


Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;

со дня уплаты экологического сбора.


Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

Согласно пункту 10 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), что установлено пунктами 4, 5 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ.

Производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее - ассоциация). Такое обязательство выполняется российским экологическим оператором или ассоциацией путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Перечень товаров содержит столбец «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования» с порядковыми номерами, присвоенными группам товаров, упаковки товаров.

При выборе условия аналогичного назначения товаров, упаковки и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования следует руководствоваться присвоенной категорией товару, упаковке товара согласно перечню товаров.

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, установленных статьей 24.5 Закона № 89-ФЗ.

В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.\


Производители и импортеры товаров представляют декларацию, отчетность и расчет суммы экологического сбора в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Декларация и отчетность представляются до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Уплата экологического сбора и представление расчета осуществляются до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

При исполнении обязанности путем уплаты экологического сбора производителям и импортерам товаров необходимо представлять расчет, отчетность и декларацию.


Вышеуказанные документы представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов
от использования товаров» (далее - система учета отходов).

При подаче отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, путем использования электронных сервисов системы учета отходов дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.


Сервисы для формирования необходимого формата (XML) документов размещены на официальном сайте Росприроднадзора:

«Личный кабинет природопользователя» https://lk.rpn.gov.ru/

В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей декларация и отчетность могут представляться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или лично,
а также через представителя или курьером.

Расчет суммы экологического сбора в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей может представляться плательщиками или их уполномоченными представителями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении).


Декларация и отчетность предоставляются:

импортерами товаров – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;

производителями товаров – в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров.

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно является производителем товаров и импортером товаров, декларация и отчетность представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.


Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации:

а) плательщиками, являющимися производителями товаров, - на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика;

б) плательщиками, являющимися импортерами товаров, - на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.

В случае если плательщик одновременно является производителем товаров и импортером товаров, уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.